Cоциально-психологического тестирование
02.10.2019
В МБОУ СШ №4 г. Чаплыгина
проводится социально-психологического тестированиенаправленное на определение степени риска развития отклоняющегося поведения и выявление вероятных признаков, указывающих на возможность появления поведения, способствующего потенциальному вовлечению обучающихся в потребление психоактивных веществ.
Организация и проведение социально-психологического тестирования обучающихся возложены на образовательные организации.
Само социально-психологическое тестирование ни в коем случае не является опросным инструментом для выявления наркоманов. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Более того ставить точный диагноз посредством опросного тестирования невозможно и легкомысленно. Поэтому данное социально-психологическое тестирование направлено на определение степени риска развития отклоняющегося поведения и выявление вероятных признаков, указывающих на возможность появления поведения, способствующего потенциальному вовлечению обучающихся в потребление психоактивных веществ. Результаты социально-психологического тестирования обучающихся позволят скорректировать профилактическую работу.
Нормативно-правовые основы
Рекомендации разработаны в соответствии со следующими документами:
-Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 7.06.2013г. № 120-ФЗ. Согласно статье 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ как одна из форм профилактики включает в себя: 1) социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и
профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; 2) профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.13.07.2015), согласно которому к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (подпункт 15 пункта 3 статьи 28);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09. 2011 г. МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;
-Министерство просвещения Российской Федерации «ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ-2019)
-Приказ по отделу образования администрации Чаплыгинского муниципального района «Об организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных учреждений Чаплыгинского муниципального р-на на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»
Организация проведения социально-психологического тестирования
Социально-психологическое тестирование обучающихся организуется в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее - Порядок), разработанным Министерством образования и науки РФ. Согласно утвержденному Порядку тестирование осуществляется в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации и проводится анкетно - опросным методом. Тестированию подлежат обучающиеся в возрасте старше 13 лет, при наличии информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании. При отказе от прохождения тестирования пишется мотивированный отказ . Для проведения тестирования проводится следующая предварительная работа:
- создаётся комиссия, обеспечивающая организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия);
- организуется получение от обучающихся и родителей информированных согласий или мотивированных отказов;
- утверждаются списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся и родителей информированных согласий;
- утверждается расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
- обеспечивается соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии, допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании. Перед началом проведения тестирования проводятся инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории.
Методические рекомендации по применению методического комплекса ЕМ СПТ-2019
1.1. Назначение и область применения
ЕМ СПТ-2019 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Цель ЕМ СПТ-2019 – выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение.
ЕМ СПТ-2019 направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты.
Методика применяется для тестирования учащихся возрастной группы 13 - 18 лет.
Методика представлена в трех формах:
Форма «А-110» содержит 110 утверждений, для тестирования учащихся 7 – 9 классов.
Форма «В-140»содержит 140 утверждений для тестирования учащихся 10 – 11 классов.
Форма «С-140»содержит 140 утверждений для тестирования студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
1.2. Перечень исследуемых показателей
1.2.1. Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение.
Качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума
- Потребность в одобрении–это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).
- Подверженность влиянию группы - повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки.
- Принятие аддиктивных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.
- Наркопотребление в социальном окружении - распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.
Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения
- Склонность к риску(опасности)- предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери.
- Импульсивность - устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
- Тревожность - предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству.
- Фрустрация(от лат. «frustration» – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.
1.2.2. Факторы защиты (протективные факторы) — обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
- Принятие родителями–оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка.
- Принятие одноклассниками - оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.
- Социальная активность–активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия.
- Самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами.
- Самоэффективность(self-efficacy) – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат. Термин введен А. Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории.
1.3. Принципы построения методики
Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
Конфиденциальность.Каждый респондент, принимающий участие в тестировании, имеет индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за тестирование в соответствии с законом «О персональных данных».
Добровольность.Тестирование проводится на добровольной основе с согласия родителей.
Достоверность.В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты учащихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
Принцип развития. По итогам апробации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.
Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.
1.4. Стандартное обращение к обследуемым перед началом тестирования
«Каждый человек в жизни сталкивается с трудностями, но все их преодолевают по-разному. В условиях трудных жизненных ситуаций нужно проявлять психологическую устойчивость. Научиться этому можно, если хорошо в себе разобраться.
Тест выявит степень вашей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. И чем откровеннее будут ваши ответы, тем точнее вы получите результат. Конфиденциальность личных данных гарантируется.
После обработки теста вы получите общее представление о своей психологической устойчивости. Те, кого заинтересует более подробная информация о своем внутреннем мире, могут подойти отдельно.»
Как проводится тестирование?
Тестирование может проходить в обычных школьных кабинетах без привлечения какой-либо особой техники. В кабинетах для каждого тестируемого по возможности должно быть предусмотрено отдельное рабочее место. О цели тестирования, условиях его анонимности и расписании тестируемые должны быть оповещены не позднее, чем за один день. Рекомендуется проведение тестирования в группах по 10-15 человек.
Член Комиссии должен:
•получить бланки теста;
•обеспечить вхождение в кабинет и рассадку участвующих в тестировании школьников по отдельным рабочим местам;
•убедиться в отсутствии посторонних в кабинете;
•провести устный инструктаж;
•раздать бланки теста;
•зачитать инструкцию по работе с тестами, прилагаемую к тесту, и убедиться в том, что все тестируемые её поняли;
•дать команду начать работу;
•во время тестирования следить за выполнением тестируемыми установленных в аудитории правил поведения;
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк